Индоевропейская мифология
Занятые боги пантеона: Велес, Кернунн, Макошь, Мелиноя, Харон, Хель, Эзус
❂ Армянская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Анахит (Анаит), Ар, Арамазд, Вахагн (Ваагн), Михр, Арэв (Арэгак), Баршамин. | Отличительные черты: обладатели темных волос и карих глаз (от янтарного до чайного); тотемизм, проявляющийся в любви к различным фигуркам и амулетам. |
Основанные на комплексе протоиндоевропейских верований религиозные воззрения и культы древних армян, которые существовали до официального принятия в 301 году при царе Трдате III христианства в качестве государственной религии, и до сих пор сохраняются в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения к поколению традиций и исконных устоев её самобытности.
Верования древних армян, как, впрочем, и почти всех праиндоевропейцев связаны с почитанием множества культов, основными из которых были: культ предков, культы небесных тел (культ Солнца, культ Луны, культ Неба), поклонение тотемам: львам, орлам и быкам. Но основным культом, конечно, было поклонение богам армянского пантеона богов. Верховным богом был общий индоевропейский бог Ар (как начало начал), затем Ванатур. Позднее (во время армяно-персидских взаимоотношений) Богом-Творцом (Созидателем) стал Арамазд, отождествлённый в эпоху эллинистического влияния с Зевсом.
Кроме основных культов орла и льва, были ещё и другие священные животные: бык (Ерванд и Ерваз родились от связи женщины с быком, соответственно — отец-бык выступает тотемом их рода), олень (начиная с эпохи бронзы, встречаются многочисленные изображения, статуи и барельефы, связанные с культом богини-матери, а позднее — с христианской Богоматерью), медведь, кошка, собака (например, Аралез).
❂ Балтийская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Сауле, Перунас (см. славянскую мифологию "Перун"), Велняс (см. славянскую мифологию "Велес"). | Отличительные черты: владение балтийскими языками, также см. славянскую мифологию. |
Мифологические представления балтских (летто-литовских) племён. Эти племена сохраняли языческие верования вплоть до XV века — пока, наконец, не были обращены в христианство в ходе Северных крестовых походов.
Литовская мифология: Литовцы почитали, как славяне и индусы, Перкуна, причём характеристичной мифической формулой является выражение: Перкун гоняет или убивает вельнаса или велинува (чёрта). Вельнас — близкий родственник велей, душ умерших предков. Поклонение земле, которой жертвовали чёрного поросенка, выразилось в культе жемины, так называемом жеминеляуть. Души умерших людей являются в млечном пути, подобно тому, как у латышей северное сияние — сражение павших воинов-предков. Солнце имеет прозвище мать: Солнцевыми дочерями называются звезды. Почитание леса и деревьев в святых рощах, в которых насыпались могильные холмы над остатками сожженных костей предков, связано с культом богини Медейны и заячьего бога русской летописи. Культ дейв или лайм связан с так называемыми камнями богинь (фей, парк, рожениц), которые считались богинями плодородия и домашнего счастия, покровительницами жита и скота.
Латышская мифология: У латышей выдвинулся, при отсутствии богослужебной литературы, средневековый культ св. Марии, смешанный с чертами древнего лаймопочитания и в почитание боженьки (dieviņš), который обычно проявляется в дайнах как старичок на седом коне.
Основные черты латышской мифологии: культ небесного громовержца Перконса, который прогоняет и убивает чертей; сильно развитый культ матушек, как представительниц каких-либо явлений, систем или групп духов; почитание солнца (латыш. Saule, женск. р.); почитание душ умерших предков — велей (латыш. veļi), являющихся во время северного сияния на небе, в виде воинов; почитание домового, огня домашнего очага, запечного духа, места явления покойных предков; почитание житного духа, в виде юмиса, как двойного колоса, приносящего приплод скота и богатое зерно на поле; почитание домашнего ужа (Залктис), прозванного молочной матерью, покровителя крестьянского богатства (дракон — пукис, от нижне-немецкого Puck); почитание особого демона-покровителя лошади, Усиня (латыш. Ūsiņš); почитание рожениц-судьбичек или лайм, декл и карт, приуроченного к бане; вера в кошмары, как у славян (кикимора) и германцев, в волкодлаков, выразившаяся в множестве сказаний о вилкацисах, вадатаях (латыш. vadātāji) и леших.
❂ Древнегреческая мифология ❂
Высшие боги пантеона: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Титаны для регистрации недоступны. | Отличительные черты: непереносимость холодов, тяга к интимным связям с близкими родственниками. |
Мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией.
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (др.-греч. Χρόνος или Кронос означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.
Сначала существовала Мгла (Скотос). Из неё возник Хаос.
От Мглы и Хаоса родились Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь), Гея (Земля), Тартар (Бездна) и Уран (Небо)).
Дети Никты и Эреба — Эфир (Воздух) и Гемера (День); братья-близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть); Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение); Ата (Обман); Лисса (Бешенство, Безумие). Дети Геи и Тартара — Понт (внутреннее Море); (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры и гиганты.
Титаны — в древнегреческой мифологии божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Муз, Лето и других. Все титаны упали на землю вместе с Высшими богами, однако так и не смогли найти для себя вместилища из-за величайшей силы. Медленно титаны погибают, пропадая в Ничто.
Олимпийцы, Олимпийские боги — в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), верховные божества, обитавшие на горе Олимп. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды), а также потомки Зевса.
❂ Этрусская мифология ❂
Высшие боги пантеона: соответствуют древнегреческому пантеону. | Отличительные черты: соответствуют древнегреческому пантеону. |
Совокупность мифов народа, обитавшего в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт.
Системой верования у этрусков был имманентный политеизм; это подразумевает, что все видимые явления считались проявлением божественной силы и сила была сведена к божествам, которые действовали непрерывно в мире людей и могли быть разубеждены или уговорены в пользу человеческих дел. Этруски верили, что их религия была открыта им в древности провидцами, из которых двумя главными были Тагет и Вегойя.
По представлениям этрусков, в начале был Хаос, из которого Тиния создал мир, включая человека. Но человек тогда был похож на зверей, потому богиня Вейя научила людей религиозному культу, земледелию и законам.
❂ Римская мифология ❂
Высшие боги пантеона: соответствуют древнегреческому пантеону. | Отличительные черты: соответствуют древнегреческому пантеону. |
Совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе. Представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.
❂ Славянская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Велес, Перун, Сварог (Белобог), Макошь, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Семаргл. | Отличительные черты: знание кириллицы и славянских языков; чаще всего имеют русые волосы и светлые глаза; семейные узы необычайно крепки. |
Совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Славянская мифология формировалась на протяжении длительного периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
❂ Иранская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Ахура-Мазда, Ангра-Майнью. | Отличительные черты: четкое разграничение добра и зла соответствующая этому категоричность во взглядах; владение персидским языком и письменностью; смуглая кожа, темные волосы и темные глаза. |
Совокупность религиозных воззрений индоиранцев (ариев). Праиндоиранская религия реконструируется на основе сохранившихся данных ведийской религии (индоарии) и зороастризма (иранские народы), основными источниками для её реконструкции являются Ригведа и Авеста. Религия индоиранцев включала в себя понятие космического закона и порядка *rta (ведийская рита, авестийская аша), священное растение и напиток из него *sauma (ведийская сома, авестийская хаома), бог договора и общественного согласия *mitra (ведийский и авестийский Митра), а также понятие «доли» и божества *bhaga (ведийский Бхага, авестийский и древнеперсидский Бага).
❂ Индийская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Брахма, Вишну, Шива - для регистрации недоступны. | Отличительные черты: смуглая кожа, темные глаза; знание хинди; развитых духовный и нравственный мир, любовь к ближнему. |
Одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме Шивы как великого аскета-йогина, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.
❂ Германо-скандинавская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Один, Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Фрейр, Локи, Хенир, Форсети, Фригг, Фрейя, Идун, Эйр, Йорд, Сиф, Ловн, Вар, Гевьон, Герд, Сигюн, Фулла, Нанна. | Отличительные черты: классическая скандинавская внешность: русые волосы, светлые глаза, белая кожа, выдающиеся скулы; почитание таких деревьев как ясень и ольха; тяжелая переносимость жары и высокой влажности. |
Мифология древних скандинавов, часть древнегерманской мифологии.
Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (Мидгард-земля), окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.
Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.
В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.
❂ Кельтская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Эзус, Таранис, Тевтат. | Отличительные черты: человеческие жертвоприношения при тяжелых жизненных потрясениях, во время которых отрезаются головы жертв; склонность к коллекционированию вещей, пригодных в быту; любовь к кельтским орнаментам; знание соответствующих языков. |
Мифологические представления континентальных и островных кельтов. Сформировалась в первоначальной области их расселения в Центральной Европе (к северу от Альп).
Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность. В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.
Известны многие этнонимические имена кельтских богов: Аллоброкс — бог племени аллоброгов, Арамо — арамиков, богиня Воконтия — воконтиев и др. В Британии засвидетельствовано около 40 имен местных божеств, но о половине из них ничего не известно, кроме имени. Ряд божеств кельтов Британии имеет явные соответствия в ирландской и валлийской мифологии: Ноденс — ирландский Нуаду, Бригантия — Бригита, божество Мапонус («юный») сопоставимо с ирландским божественным персонажем Мак Ок, сыном Дагды. Место, сходное с Беленосом, занимал, очевидно, галльский Граннос, сопоставимый с ирландским женским божеством Греине (от ирл. grian — «Солнце»). Часть божеств представлена только иконографическим материалом (например изображения трехликого или трехголового божества, божества со змеей, группы из трех богинь-матерей), имена богов остаются неизвестными.
❂ Хеттская мифология ❂
Высшие боги пантеона: Эстан, Вурунсему, Тару, Мецулла, Каттах-цифури, Хасамили, Хальмасуит, Хапантали, Телепину, Инара, Кашку, Цитхарийя. | Отличительные черты: воздержание от употребления рыбы и свинины; брюнеты с крупными носами и высокими черепами; в качестве жертв выбирают детей. |
Мифология хеттов, жителей Хеттского царства. Каноническим считалось перечисления «1000 хеттских богов». В этом перечне в разное время существования хеттского государства присутствовали различные божества, исконно хеттские и заимствованные, в том числе божества стихий. Хетты поклонялись богу грома — Тешуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны. Главное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.